Творчество Алексея Толстого. Мастер рассказа первой половины ХХ века. Часть четвертая

Создав целую серию рассказов об угасающих «дворянских гнездах», Алексей Толстой сводит найденные им типы помещиков в «Приключениях Растегина» (1913). Один из персонажей этого произведения Щепкин и есть осколок «идеально настроенных» помещиков, который «по рассеяности забыл помереть». Он рассуждает о «кающихся дворянах», которые пытались делать «все для народа», и сам вот уже пятьдесят лет кается и сомневается правильно ли поступил, разведясь с женой.

Толстой снова обращается к Гоголю, воспользовавшись композиционным приемом «Мертвых душ». Растегин, подобно Чичикову, объезжает помещиков, и перед нами встают новые, начала XX века, Собакевичи, Ноздревы, Илюшкины, Маниловы, Коробочки под другими именами — Чувашева, Диркина, Щепкина, Окаемова, Тимофеевой.

Растегин — тоже тип нового времени. Если Чичиков только что начинал свой бизнес и, скупая мертвых душ, торговался за каждую копейку, то Растегин обладает достаточным капиталом, чтобы скупить земли этих живых покойников. Но они ему не нужны. Он другим способом делает деньги. Растегин нуждается в «стиле». Он скупает мебель и прочие антикварные вещи. Промышленники, купцы, финансисты прибирали к своим рукам культуру, становились ее «владетелями», но сами оставались далекими от нее.



Тема интеллигенции в творчестве писателя


Тема интеллигенции входит в творчество Толстого вместе с темой помещичьего Заволжья расширяет социальный круг его героев.

Изнывает от тоски в своей богатой усадьбе Аггей Коровин («Мечтатель», 1910). Только раз, после смерти матери, решил было съездить за границу, да тут же и отказался от этой мысли, испугался, что будет хлопотно. Но вот проездом оказываются у него товарищи детства — агроном Степан Людмилин и его сестра Надя. Они внесли оживление в его сонную жизнь. Аггей почувствовал себя как выздоравливающий после болезни, влюбился в Надю, сделал ей предложение, но она оказалась замужем. И все же, когда по их отъезде получил письмо с приглашением приезжать в Петербург и в письме том стояла подпись «Ваша Надя», Аггей мигом собрался. Но только в Петербурге ни Степана, ни Нади он не увидел. Попал в лапы к Синицыну, который не без кокетства называл себя «разночинцем», был «революционером», потому что надоела дисциплина и нравственность, и наконец стал заниматься сводничеством и мелким репортажем.

Жизнь людей, с которыми Аггей у себя толком и поговорить не смог, а в Петербурге не увидел, так и не приоткрылась. Лучшие слоты и игровые автоматы тут .























16f06606e6cab86bd32ad875904fee20